Лангедок – край еретиков

В тринадцатом веке территория Лангедока еще не входила в состав Франции. Истинными хозяевами тех мест были так называемые «тулузские графы». Раймунда VI, представителя аристократии из Тулузы, называли не иначе, как королем юга. Он поощрял развитие ремесла и торговли, а также развитие науки.

Между Папой и катарами

Двор графов в Лангедоке принято было называть самым интеллектуальным центром Европы. Культура юга Франции была у руля европейского ума. Автономность была признана всеми государствами, а также папой римским. Здесь существовала своя религия, в Риме она была названа ересью. Это учение пришло от катар – странствующих проповедников в шляпах с острыми концами и черных одеяниях.

Катары уверждали, что сановники Римской церкви отступают от догм христианства, по уши, погрязнув в мире богатства и разврата. Римские священники во главе с Папой, по их словам, не задумываются ни на йоту о душе паствы, их интересует лишь власть. Катары утверждали, что крест никоим образом не может являться символом христианской религии, ведь на нем умер Иисус Христос и многие люди: крест – орудие для пыток. Чтобы общаться с Богом – нужна душа и вера, но не римские католические священники. Храмом для Бога катарами было определено человеческое сердце.

Они проповедовали свое учение в домах, пещерах и даже читали проповеди под открытым небом. Убийство у катаров считалось смертным грехом. Проповедники практически не ели мясной пищи и жили, исключительно лишь, на подаяния. Сами себя катары называли «совершенными». Практически все лангедокские бароны принимали религию катаров.

Папа римский постоянно пытался вернуть под свою опеку заблудшие христианские души проповедников, направляя к ним католических миссионеров.

Религиозное учение Лангедока стало расходиться по всей территории Европы. Группы катаров появились и на севере Италии, ставя под сомнение деятельность Римско-Католической церкви. Иннокентий III, пребывающий на посту главы главного священнослужителя, решил отлучить от христианства в 1209 г. непризнанного южного правителя Раймунда VI со всеми его сподвижниками, исповедующими религию катаров. Также Папа призвал французскую знать с севера к совершению крестового похода, направленного против лангедокских еретиков. В том же году крестоносцы выдвинулись на мятежный юг. Всем солдатам была обещана земля. Вел войско аббат по имени Сито Арнольд Амальрик. На «псов Господних» были возложены полномочия – истреблять всех приверженцев катаров.

Перед отправкой крестового войска, Папа дал наставление: убивать всех встретившихся людей, а уж Бог на том свете разберется, кто является чужим, а кто своим.

Лангедок был в пламени, на кострах горели его жители всех возрастов и обоего пола. В городе Каркассоне псы господни проявили необычайное великодушие: оставили в живых жителей, выгнав их из своих домов полунагими. За невероятно короткий срок процветающая область была превращена в руины. В 1215 г. был завоеван главный город Лангедока – Тулуза, из которой был изгнан ее «король» Раймунд VI.

катары

Лангедок восстал против псов Господа в 1216 году. Жители Каркассона, Тулузы, Фуа и Альби прогнали крестоносцев прочь из своих родных городов. В Тулузу вернулся со своими вассалами и войском изгнанный Раймунд VI. И вновь в земли мятежников была направлена новая Христова армия.

Война Лангедока

С того дня прошло много лет, во Франции уже три короля поочередно сменили друг друга на престоле, умерли и Папа Римский с южным правителем, а Лангедок все еще пылал огнем борьбы. Лишь в 1229 г. область была сломлена от войны с крестоносцами, длившейся двадцать долгих лет. Новый король РаймундVII, сын прежнего южного владыки в соборе Парижской Богоматери преклонился пред папскими послами, держа в руках зажженую свечу. Затем он зачитал весь список своих прегрешений, официально отрекся от религии катаров и обещал впредь исполнять лишь священную волю Римской-Католической церкви.

12 апреля 1229 года, после общественного унижения, Тулузский граф заключил в городе Мо договор с французским королем. Данный день является датой французского Альбигойского крестового похода.

С той поры Раймунд VII признавался подданным Людовика IX, а большинство его земель переходило французской короне. В лангедокских городах стали сносить все военно-оборонительные сооружения. Для искоренения остатков еретического учения в область была направлена инквизиция, которая стала работать, не имея никаких ограничений.

Крепость Монсегюр

На этом в данной истории не поставлена еще точка. Катары никуда не исчезли, они продолжали проповедовать свое учение. Они поселились в крепости, находящейся высоко в Пиренейских горах – Монсегюр. Здесь находились воины и «совершенные», которые периодически пускались в ночные походы по Лангедоку со своими проповедями и наставлениями. Сюда они приходили отдыхать.

Монсегюр

Лангедок с надеждой в глазах обращал свой взор в сторону Монгесюра, считая, что если крепость еще цела, не сломлено и их достоинство. О том, что борьба еще не закончена, знали и в Риме. В мае 1243 г. на Монгесюр выступило войско крестоносцев. Крепость, находящаяся на высокой каменистой скале, оказалась для псов Господа неприступной: она продержалась целый год. Весной 1244 г. она сдалась. Воины были убиты сразу, а «совершенным» пообещали жизнь, при условии их официального отречения от ереси. На что проповедники ответили отказом.

257 человек: проповедников и верующих, среди последних были и дети, 16 марта 1244 года поднялись на костер. С той поры данное место называется «Полем сожженных».

Но несколько «совершенных» смогли сбежать, спустившись под покровом ночи на веревках из крепости. Они забрали с собой золото катаров и святыни и скрылись в неизвестном направлении. Лангедок вскоре был присоединен к Франции.